Тормозные жидкости: что нужно знать
Основные параметры автомобильных тормозных жидкостей:
1. температура кипения;
2. вязкость;
3. основание жидкости.
При торможении автомобиля колодки сильно нагреваются, а тепло от них передается тормозной жидкости, что может привести даже к ее закипанию. При этом выделяются пузырьки воздуха, способные образовать «воздушную пробку» в тормозной системе. Такая «воздушная пробка» может привести к отказу от тормозной системы. Поэтому чем выше температура кипения тормозной жидкости, тем лучше. Для каждого класса жидкости согласно DOT установлено минимальное значение температуры кипения «сухой» не содержащей воды жидкости и «увлажненной» – с содержанием воды 3,7%. Это обусловлено тем, что при охлаждении жидкости в нем образуется конденсат воды. С течением времени объем воды в тормозной системе увеличивается, что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости или к замерзанию воды при низких температурах.
Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Она должна оставаться неизменной и иметь минимальную зависимость от температуры в диапазоне рабочих температур от -40 до +100 °C. При низких температурах вязкость жидкости повышается, и если она превысит максимально допустимое значение, это приведет к усложнению ее прокачки по системе, увеличению времени срабатывания тормозов или отказу тормозной системы. При высоких температурах вязкость жидкости снижается, и при превышении минимально допустимого значения может привести к утечке.
Как и моторные масла, тормозные жидкости также отличаются в зависимости от их базового основания. Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 состоят из полигликолов и их эфиров и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их нежелательно, поскольку основные свойства при этом могут ухудшаться. Жидкости на основе силикона (DOT 5) несовместимы с другими.
Главное помнить, что свойства тормозной жидкости неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации и нужно своевременно производить замену с периодичностью, предусмотренной производителем.